|
Bossa Nova
История современной
бразильской популярной музыки началась в XIX веке. Этот период породил
несколько различных музыкальных стилей, из которых самым известным, пожалуй,
можно считать Choro. Можно сказать, что Choro - это "Бразильский"
способ играть европейскую музыку того времени - в основном вальс и польку.
Тот, кто знаком с переводом слова CHORO (крик) легко догадается в чем
именно заключалась эта фирменная бразильская манера исполнения - вулкан
эмоций. Наиболее известные композиторы того времени - это, пожалуй, саксофонист
Pixinguinha и классический музыкант Heitor-Villa Lobos.
Вторая эра бразильской
популярной музыки началась в первой половине XX века, с возникновением
знаменитых традиционных бразильских карнавалов. Сегодня наиболее известные
музыкальные стили, развившиеся из карнавальной музыки того времени - это
все виды Samba и Marcha (или Marchina). Однако, композиторы продолжали
развивать и расширять рамки этой музыки вплоть до взаимопроникновения
стилей и жанров, и в результате этот период дал нам массу всевозможных
стилевых вариаций и смешений. Величайшим композитором Samba был пожалуй,
Ary Barroso. Но в ряд с ним следует поставить и еще несколько имен - композиторов,
испытавших на себе влияние Samba - это Dorival Caymmi, Carlinhos Lyra
и гитарист Luiz Bonfa.
Так
называемый "период Bossa Nova" начался в середине XX века. Bossa
Nova, безусловно, была логическим продолжением (или развитием?) существующих
музыкальных стилей того времени. Босса-нове покровительствовал и сам Ary
Barroso, её играли и Bonfa, и Caymmi, и прочие... Но наиболее известное
имя в этом жанре - это имя, возможно, величайшего бразильского композитора
всех времен и часто упоминаемого в качестве основателя Bossa Nova - в
общем, это Antonio Carlos Jobim. Однако и Jobim не стал бы тем, кем он
стал, если бы не было гитариста и величайшего исполнителя Bossa Nova -
Joao Gilberto. На Antonio Carlos Jobim огромное влияние оказал американский
джаз, он был его большим поклонником, и, возможно, поэтому его музыку
принято еще называть Jazz Samba. Второй важнейший музыкант того времени
- это, безусловно, Baden Powell, композитор и выдающийся гитарист. Ну,
и для полноты картины, стоит (в обязательном порядке!) упомянуть великого
поэта Vincius de Moraes, автора текстов большинства песен, написанных
Jobim, Powel, Lyra и прочими. Международная популярность пришла к Bossa
Nova, когда в 1959-м году французский режиссер Marcel Camus получил Гран-при
на Каннском фестивале за фильм "Orfeo Negro" (фильм был снят
в Бразилии). И второе важнейшее событие - это первая американская запись
песен Jobim, Ary Barroso и Baden Powell в исполнении джазовых звезд Charlie
Byrd и Stan Getz в 1962-м году. Stan Getz до конца жизни остался поклонником
Bossa Nova, и сегодня наиболее известен своими интерпретациями этой музыки,
которые он записывал с Jobim, Bonfa, Joao Gilberto и Astrud
Gilberto.
К
концу 60-х подросло новое поколение музыкантов. Их лидером был Chico Buarque
da Hollanda, человек одинаково одаренный и как поэт, и как музыкант. Его
песни, написанные в содружестве с Jobim и Vinicius часто исполнял Caetano
Veloso - певец с незабываемым голосом, который вместе со своей сестрой
Maria Bethania и друзьями-музыкантами Gilberto Gil и Gal Costa основал
в 1968-м году знаменитое движение Tropicalismo movement - своеобразное
бразильское отражение поколения хиппи в Америке и Европе. И, конечно,
картина Бразильской музыки не была бы полной, если бы мы не вспомнили
о знаменитой и прекрасной певице Elis Regina. Совместно с остальными музыкантами,
такими как Edu Lobo, Toquinho, Jorge Ben, Milton Nascimento, Ivan Lins,
Djavan и многими другими, она и создала тот образ бразильской музыки,
который мы знаем сегодня. Эта музыка испытала на себе влияние в равной
мере и бразильской и разных стилей Латиноамериканской музыки, музыки Старого
Света и Африки, Американского джаза и рок-музыки. Так что если какая-нибудь
музыка и может быть названа в полной мере "world music", то
это - тот самый случай.
Кое-какие ссылки на материалы по теме:
|