ШПИОН - НАХОДКА ДЛЯ БОЛТУНАПолдень По расположению части уверенной походкой шагает Особист. Неожиданно он останавливается, поворачивается в камеру и , отдавая честь говорит Так точно!. Затем опять поворачивается и идет дальше. Камера показывает, что он рапортовал плакату, на котором был изображен строгий солдат с указующим перстом и надпись: Ты бдительный?!. За плакатом сидят Пуля, Бомба и Наркоман. Пуля подглядывал в дырку в плакате за эволюциями Особиста. Он отходит от плаката и присоединяется к товарищам, которые пьют казенный спирт, разливая его из бутылька из-под детского шампуня (типа в форме утенка и т.п.) ПУЛЯ. Пятый раз за сегодня. Я преклоняюсь перед этим
человеком. Видео: Особист стоит перед своей машиной и с досадй жестами объясняет какой-то цыганке с грудным чумазым младенцем, что никак не может ее подвезти. В машине сидят уже четыре комплекта таких цыганок с младенцами и даже из багажника торчат чьи-то ноги в цветастой юбке. Дети в автомобиле ведут себя безобразно: бибикают, дерутся, что-то отдирают и отвинчивают. ПУЛЯ(голос). В этот момент я понял, что Бомба, сам того не подозревая, попал под влияние нелепой армейской традиции, согласно которой почему-то солдаты должны недолюбливать командиров. (На экране Бомба корчит рожи, изображая, по-видимому Особиста и его нехорошее подлое нутро, делает всякие угрожающие и оскорбительные жесты) Даже мне, человеку не подверженному никаким влияниям и стереотипам, и то иногда кажется, что я недостаточно сильно люблю Майора Шевченко. Который, если и наказывает и унижает меня - то для моего же блага. Так что не стоит судить Бомбу слишком строго. БОМБА. ... И вот придет она домой и нагрубит пожилому
отцу. И он, наверное, огорчится, и в своей умной и хорошей книге, которую
писал для детей, возьмет да и напишет, что мухоморы есть можно! Появляется Пыса. Он несколько не в себе. Тяжело дыша, выхватывает у Бомбы его емкость со спиртом и залпом выпивает. ПЫСА. А что больнее - когда вешают или расстреливают? Каптерщик в умывалке сосредоточенно закрашивает темносиней краской зеркало. КАПТЕРЩИК (глядя прямо перед собой). Зеркала и совокупление отвратительны, ибо умножают число сущностей. (аппетитно затягивается косячком, поворачивается в камеру) Борхес. Продолжается беседа за плакатом. ПУЛЯ. М-да... Любопытство - это порок. Порог, об который
может запнуться даже такой внешне спокойный мужчина, как я. Зачем Российскому
солдату стратегические чертежи? Если селедочку на них покромсать - так
это снобизм. А если в туалет с ними идти - мазохизм. Это ж ватман... Голос Пысы затухает. Идет видеоряд и закадровый комментарий Пули. ПУЛЯ (голос). И Пыса рассказал нам о своем грехопадении. (красивая девушка в костюме Евы протягивает обнаженному Пысе, у которого за плечами висит автомат, яблоко. Пыса сочно его откусывает.) Стоял он на базаре, торговал себе гранатами... (Пыса на базаре. Распахивает ПШ, там изнутри рядами висят ручные гранаты - лимонки.) Торговля шла бойко, но покупали мало. Денег, что ли сейчас у народа нет... (Пыса, демонстрируя кому-то из покупателей товар, выдергивает чеку из гранаты. Покупатель и все окружающие моментально падают. Пыса хладнокровно наливает из гранаты в бокал какой-то дымящийся от ядовитости напиток. Предлагает окружающим отведать. Никто не соглашается, Пыса выпивает сам. В этот момент он несколько раз озаряется бликами фотовспышки с характерными звуками фотозатвора.) И тут подошел к нему человек, по виду явно иностранец. И пообещал купить все гранаты, если Пыса с ним прогуляется в одно место. (Фотограф хитро подмигивает Пысе и завлекающе кивает куда-то в сторону.) Пыса моментально нарисовал себе заманчивую перспективу... Фотофильм, иллюстрирующий представления Пысы об Одном месте:
ПУЛЯ.(голос) ... И с радостью согласился пообщаться с интересным человеком. (Пыса и иностранец сидят за столиком кафе.) А собеседник действительно оказался на редкость интересным. Он очень много знал. (Иностранец веером швыряет перед Пысой на стол поляроидные фотографии. Пыса склоняется над ними, рассматривая.) Фотофильм:
Диалог Пысы с Иностранцем в кафе. ШПИОН. (здесь и далее говорит с прибалтийским акцентом)
Вы представляете что с вами сделает ваше командование, когда узнает, что
вы воруете куриц с расстегнутым воротничком! Беседа за плакатом. ПЫСА. Ну вот и пообещал я ему завтра принести чертежи.
А он мне - сто долларов. В кабинете беседуют Особист и майор Шевченко. ШЕВЧЕНКО. Где они, шпионы? Ты мне объясни, Иван, за что
тебе деньги платят, если шпионов нет... На полу каптерки раскинут ватман. Пуля чертит секретную ракету, однако плодов его работы зритель не видит. Товарищи наблюдают за Пулей, а Каптерщик дает ценные советы. КАПТЕРЩИК (пыхая косячком). А вон там у ней такая
штука типа вентилятора. Гироскоп называется... Ну что ты рисуешь?! Звук фейдируется. В кадре продолжается энергичная работа над чертежом. В то же время полунаплывом на заднем плане проплывают кадры из хроники - ученые в белых халатах у кульманов, военные отдают какие-то приказания, Гагарин идет к ракете и т.п. Приглушенно звучит Время, вперед. ПУЛЯ (голос за кадром). Секретных чертежей у Жоры Либермана не было. Зато он великолепно знал, как устроена стратегическая ракета. И еще у него была секретная печать. А с печатью наш чертеж вполне мог потянуть штуки на три. Каптерщик нежно дышит дымом на печать
и ставит на чертеж увесист ый оттиск. Крупно: печать на ватмане с надписью
Хранилище N 15. Камера отъезжает от чертежа, над которым склонился шпион.
Действие переслось в кафе. За шпионом наблюдают Пуля, Бомба и Наркоман.
За их спинами маячит Пыса. ШПИОН. Да... Очень неаккуратный чертеж. Резкий переход. Играет стремительная музыка, типа магомаевского Чертова Колеса. Пуля, Бомба, Наркоман и Пыса растворяются в фейерверке красочной жизни. Мелькают карусели, девушки, казино, дорогие автомобили, брызжет шампанское и, конечно, деньги, деньги, деньги... Характерный звук унитазного бачка. Резкий переход. Умывалка. Около закрашенного зеркала стоят все четверо героев. У Пысы за ухо зацепился обрывок серпантина, У Наркомана на гимнастерку надета бабочка, у Бомбы на щеке явственный след от женского поцелуя, у Пули во рту торчит сигара Из туалета выходит прапорщик. ПРАПОР (продолжая ранее начатую речь). ... то
у него кишки наружу вываливаются. А когда расстреливают, вообще в глаз
могут попасть. И правильно! Потому что ваше преступление я не могу назвать
иначе, как измена! (срывает с Наркомана бабочку, бросает ее на пол
и топчет ногой, потом выхватывает изо рта у Пули сигару, секунду думает,
но не бросает ее, а раскуривает) Звук фейдируется. Прапор трясет Пулю за грудки. ПУЛЯ. Много ли солдату надо? Ласковое слово, и мы растаяли. Рассказали все, и о явках, и о паролях, и даже о ценах. ПРАПОР (продолжая бушевать). А вам и пяти процентов
за глаза! Да что я такое говорю? Я же не зверь. Три процента. Кабинет Особиста. Он сидит перед экраном компьютера. Прямо на мониторе масляной краской написано в/ч 33678, инв. N 457 Особист играет в Дум, напевая "Значит, с ними нам вести незримый бой..." Дверь со скрипом открывается. Особист лихорадочно жмет на кнопки, и вот вместо Дума на экране Ворд с крупной надписью ОТЧЕТ и пустой страницей. ПУЛЯ (заглядывая в кабинет). Разрешите... Штаб. Прапорщик стоит возле распахнутого сейфа и грузит в объемистую сумку какие-то пухлые папки. На пол из них валятся листы. ПРАПОР. А я ему скажу - хрен тебе, а не оптовую скидку! Кабинет Особиста. Особист и Пуля беседуют по душам. ОСОБИСТ. А сами-то откуда узнали? Щелчок фотоаппаратного затвора. Пуля застывает фотографией. Камера отъезжает, и видно, что фотография Пули висит на доске почета ом с фотографиями Бомбы, Пысы и Наркомана. Рядом след от свежеотодранной фотографии - сохранилась только подпись Прапорщик Такой-то. ПУЛЯ (голос за кадром). Не думаю, что товарищ прапорщик сильно на меня обиделся (В кадре лицо Прапора за решеткой в уезжающем из части воронке). Тем более, что через каких-то три месяца все разъяснилось, и прапорщик оказался не виноват, и шпион оказался не шпион, а внезапно разбогатевший переводчик из интуриста, съехавший от обилия американских денег. В тот раз Армия преподала нам еще один из своих мудрых уроков: Родину продать нельзя, потому что купить ее может только сумасшедший. КОНЕЦ |