|
ННБЭД (Не Надо Было Этого Делать). Номер второй.
(Мемуары, ответы на вопросы из гостевой и прочие мысли
в бумагу.)
В РАЗДЕЛ >>
А вот вам и урок (в основном, конечно - мне): летопись надо вести по
горячим следам. Ну вот, хоть убейте - не вспомню - что там так дико веселило
редакторов. Это вообще…. Ну, рисую картинку:
За две недели до игры, я прилетаю в Москву с толстенной пачков листов
бумаги, содержащих некие тексты, которые я и хочу показать редакторам
на предмет - "ну а как вам это"? Андрей и Миша закуривают, мне
дают солидный жбан кофе - (ночь не спал в самолете) и, рассевшись по креслам
начинают читать. Тя-а-агостно тянутся секунды молчания, нарушаемого лишь
моим провинциальным швырканьем кофейной жижи. Вдруг - бац - один раскололся!
Ржёт, стало быть. Двое прочих - к нему "Чо там?" "Да вот…"
Читает второй, оба ржут, обмениваются что-то значащими взглядами. Иногда
фразами. (видимо это какой-то шифр на уровне "А помнишь, как Виноградов
тогда под Халхинголом… - Да-а… И восьмая шибанула тогда.") Ну, то
есть человеку вынюхавшему пороху меньше полкило - не понять. Вот. А потом
смотрят такими мудрыми-мудрыми глазами, говорят: "Старичок, ну ты
ж понимаешь… Это нельзя."
- Да почему нельзя-то?!
- Ну… Не надо. Давай дальше посмотрим.
- Нет, а почему нельзя-то?!! Не смешно, что ли?
- Гы-гы… Смешно.
- Ну вот.
- Но нельзя. Пей, пей кофе.
Хотя, повторюсь еще раз, нашу команду (я имею в виду ДЛШ) резали мало.
Во всяком случае по цензурным соображениям. Просто, видимо, как-то удалось
создать на сцене (ну, то есть сперва в текстах, а потом уж - на сцене)
образ не влажных от волнения юнцов, из чьих уст простая фраза "А
вот моя жена…" звучит так, что… Ну НЕ ВЕРЮ, что у тебя там жена какая-то
есть. А образ получился такой, э-э…. Мужики, в общем. Простоватые с виду
(отсюда - лексика и предмет для юмора) но с хорошей такой фигушкой в кармане
(это когда вдруг бац - и Раскольников со старухой процентщицей или там
"Вагнер - попса"). Поэтому команде позволялось многое. Ну потому
что не выглядело это скабрезностью, а так - мужской разговор. Я уж молчу,
что мы первые сказали всякие там "На хрена" и пр. ДЛШ вообще
можно в книгу рекордов Гиннеса, наверное, заносить. За одну только репризу
про "Йух" на Кипре.
Кромсали нас в основном по соображениям, типа "Длинно" или "Умняк"
или "Эти ваши новосибовские штучки". "Умняк" - это
когда не смешно, я так понял. Это просто, когда кайфово. И "умняка"
не должно быть много. Вроде бы. Потому что… А вдруг не вкупятся. А если
сразу не вкупились - до свиданья.
Новосибовские штучки… Это - эхо общения редактуры с командой НГУ разных
созывов. Под такими "штучками" имеются в виду элементы э-э…
даже не театра абсурда, а "юмора для юмористов" скорее. Ну вот,
к примеру… Ну, может не самый удачный пример, и не поймете, но первый
раз формулировка про "новосибовские штучки" прозвучала именно
тогда. Дело касалось песни. С песней вообще всё было запущено. Во первых,
это была песня Цоя. А это как раз "нельзя" (как и Высоцкого).
Во вторых, текст там был дурнее некуда. Помните песню "Звезда по
имени Солнце"? Ну вот. А текст там был, дай Бог памяти, про ямщика.
Звучало где-то так:
Степь да степь.
Две степи.
Между ними - мороз-мороз.
Разумеется, здесь ямщик.
И, естественно, он замерз.
И его не согрела звезда по имени "Пры-ыгать"…
Вот такая вот лабудень. Нам казалось это дико смешным. Но… Я уже упоминал
о контексте, да? Это когда за несколько суток перебрали нескольео десятков
имен для звезд. А потом кто-то лупанул: "Звезда по имени "Прыгать".
Мы смеялись.
Еще по поводу того, что было "нельзя". Оказывается было "нельзя"
про фашистов. Про тёщу и про жюри. Гм… Ну, вы помните Юрмалу 98? Ну вот
те ноги растут от этих "нельзя".
Черный юмор опять-таки не в почете был.
Н-ну… Вот помните вещицу:
- Расскажи мне историю своей жизни, Григорий.
- Кхм… Ну, меня родители в капусте нашли…
- Хэ! Тоже мне - история. (пауза) Вот меня фашисты в капусте нашли, вот
это была история…
Кромсалось также по соображениям, типа… "Ну, это как-то слишком
просто для вас". - Но смешно же? - Н-ну да, но… Вы себе планку уже
задали, так что теперь уж не надо так-то уж совсем уж. Мы же знаем, как
вы можете.
Ну и, таким образом, на суд зрителей попадало то, что попадало - без "умняка",
без "новосибовских штучек", без "Старичок, ну ты же понимаешь"
и без "Слишком просто".
Иногда, сознаюсь, мы просто часть своей работы перекладывали на редакторов,
предъявляя им заведомо не лезущие ни в какие регламенты сценарии, а они,
потея и хохоча, вырезали то, что слабее. Ну, знаете, чтоб самим не копаться.
Да и как править себя любимого?
Даже не знаю - как и начать-то. Сказать, что все тексты принимались безоговорочно
- не то чтобы солгать, а… Наврать бы получилось. А вообще - странная история:
те места, что казались нам безоговорочно убийственными, выщывали сомнения,
а те, что "ну, сойдет" - дружный гогот. Апогей счастья и братание
народов происходило, когда и мы не моглы читать без улыбки (а команда
впервые тексты чаще всего от нас именно "слышала") и вокруг
- здоровая истерика.
Были неприятные моменты, но, честно говоря, и вспоминать-то неохота. Ну,
кто-то там долго доаытывался, чтоб ему рассказали "историю"
его персрнажа, Зерно, блин, образа вычленили… Кто-то добивался внятного
произнесения так называемой концепции (с тех самых пор это безобидное
слово у нас сродни матерному). Жанр-то такой… Гм… Странный. Тут ведь законов
нет, арифметики там всякой. Тут или - покатило или нет. А "зерно
образа" - это, конечно, все славно, но вот в следующую секунду тебе
предстоит воплощать уже другой образ, копаться там в потемках собственной
талантлтвости, выискивая очередное зерно (а их там - пригоршня на одно
выступление) некогда. Тут эта… Гибче надо быть. Бред полный. Смешно надо
чтоб - и всё тут.
Ну были, были, так их растак, разногласия! Вот! Но до драки не доходило.
Так, дверями похлопали, зубами поскрипели, покурили нервно, роняя пепел
на пододеяльник - и всё. Со временем произошли определенные метаморфозы
в отношениях. Довольно забавные, если вдуматься. Если поперву к нам относились
с пиететом, "отдавали дань", соблюдали дистанцию, звали нас
"скалами" (за трезвость) и т.д., но весьма критично и как бы
на равных бросались судить наши тексты, то потом картина (не сразу, но)
поменялась. В отношениях пропала отчужденность, возникло здоровое такое
панибратство, со стороны парней зачастую покровительственные нотки так
звучали… Исподволь так… Но зато к текстам - никаких претензий. Полное
доверие, как к торговой марке. "Мерседес" слышал? Вот Хорошая
машина. Вот эти трое - это "Мерседес".
© Дмитрий Зверьков
|
|