Rambler's Top100

 

 

JAZZ

 

Astrud Gilberto

БИОГРАФИЯ
ДИСКОГРАФИЯ
ФОТО
ССЫЛКИ

Astrud Gilberto, известная, как "Девушка из Ипанемы" или "Королева Босса-Новы" - это артистка, корни творчества которой (эта фраза мне особенно удалась - прим. перев.) лежат в Бразильской музыке. Ее музыка стала интересным сочетанием чувственных ритмов Бразилии и американской поп- и джаз-музыки.

Astrud родилась на северо-западе Бразилии в штате Байа и была одной из трех дочерей у отца-немца и матери из Бразилии. Выросла в Рио де Жанейро, а в начале 60-х эмигрировала в штаты.

Впервые мир поимел счастье услышать Astrud Gilberto в 1964-м году с песней "The Girl From Ipanema". Песня была записана с саксофонистом Стэном Гетцем (Stan Getz) и гитаристом Joao Gilberto (последний стал впоследствии мужем певицы) и моментально схлопотала премию Grammy. Поскольку Astrud Gilberto довольно редко дает интервью, ходило много различной степени достоверности слухов о том, каким образом она "вдруг" появилась на пластинке "Stan Getz & Joao Gilberto". Писали, что её "открыл" Creed Taylor, потом, что открывателем был Getz, потом - вроде бы даже сам маэстро Jobim ее нашел... На самом деле, ее пригласил на запись Joao Gilberto, которому просто очень нравилось, как она поет. Словом, в студии Astrud Gilberto оказалась случайно. А дальше дело было так. Во время записи пластинки, продюсер Creed Taylor вот прям "почувствовал" (такое чутье - это, видимо, как раз то ценное качество, ради которого вообще держат продюсеров), что песня "The Girl From Ipanema" - потенциальный хит. Но... Вот ей бы (песне, то есть) тексту бы еще английского! Вот тогда бы... И вот тут возникла проблема: сам Joao в английском был не силен. И появилась бредовая мысль - а пусть девушка споет. Ну и спела. Учитывая, что у Astrud, как у "певицы", к тому времени практически не было никакого професссионального опыта, это был довольно смелый шаг. Но, как оказалось, оч-чень правильный. Такой вот "непрофессиональный", задумчивый и очень искренний голос Astrud Gilberto (да плюс еще эта ее манера немного "дрейфовать", как бы чуточку фальшивить), обладал каким-то мистическим очарованием. Песня стала супер-хитом в Америке летом 1964-го. (Забавно, что за эту работу Astrud Gilberto получила что-то около 110 $ и даже не была упомянута в числе исполнителей на конверте диска.)

И, естественно, после такого успеха, глупостью со стороны Astrud Gilberto было бы не начать сольную карьеру. Она, к счастью, такой глупости не сделала. Ее первая сольная пластинка "The Astrud Gilberto Album" тут же стала бестселлером и была номинирована на "альбом года". А все последующие альбомы (выпускавшиеся ежегодно) тоже не вылезали из верхних строчек хит-парадов. Но Astrud не ограничивала себя исключительно пением, благо ее таланты были востребованы и в прочих областях творчества. Она снялась в двух фильмах - "The Hanged Man" и "Get Yourself a College Girl", записала саундтрек к фильму "The Deadly Affair", появилась чуть ли не во всех популярных американских теле шоу, и у нее даже была собственная теле-программа. И, кроме этого, она много лет была "голосом" авиакомпании Eastern Airlines.

В начале семидесятых Astrud ошарашила мировую общественность еще одним своим талантом - стала писать песни сама. Продемонстрировала она этот новый талант уже на дисках "Astrud Gilberto Now" (1972) и "That Girl From Ipanema" (1977). На диске "That Girl From Ipanema", кроме того, она записала одну песню, "Far Away" (текст - Hal Shaper), дуэтом с легендарным Chet Baker. Как она сама призналась в одном интервью, это было одним из самых запоминающихся событий в ее карьере. И не мудрено: ведь Chet был ее юношеским кумиром. В 1976 году одна из песен Astrud Gilberto "Live Today" (в соавторстве с Jerome Schur), получила награду на Tokyo Music Festival.

В начале 80-х Astrud Gilberto организовала свою группу. Это был секстет, состоящий из фортепиано, баса, ударных, тромбона, гитары и перкуссии. (Кстати, на басу в группе играл ее сын - Marcelo Gilberto). И с этим составом Astrud Gilberto проехалась гастрольным туром по Европе, Японии, Канаде и Америке. Не без помощи своего талантливого сына, она отшлифовала аранжировки, музыка стала более разнообразной, да и ее "сонграйтерский" талант получил дальнейшее развитие. Всё бы ничего, да вот незадача: уже будучи звездой, Astrud Gilberto продолжала испытывать страх перед аудиторией, подчас довольно сильный. Стараясь найти решение этой проблемы, она пару лет даже посещала занятия в Stella Adler School of Acting. И это, вроде, немного помогло: всё еще оставаясь просто до неприличия застенчивой, она все таки смогла контролировать свой страх перед аудиторией по крайней мере до такой степени, про которую говорят "научилась с этим жить".

Альбом 1987 года, "Astrud Gilberto Plus The James Last Orchestra", укрепил ее репутацию талантливого автора песен. Выпуск этого альбома совпал по времени с переизданием ранних записей Astrud Gilberto на компакт-дисках. Благодаря этому армия ее поклонников во всём мире (и без того немаленькая) выросла в несколько раз. "Astrud Gilberto Plus The James Last Orchestra" был очень тепло встречен, как критиками, так и коллегами музыкантами.

В 1990 году Astrud Gilberto, вместе со своими сыновьями Marcelo Gilberto и Gregory Lasorsa создала собственную фирму - Gregmar Productions, Inc. В последующие годы она активно гастролировала, продолжая работать над новым материалом.

В 1992-м году Astrud получила премию "Latin Jazz USA Award for Lifetime Achievement" за , так сказать, ударный труд и выдающийся вклад в дело Latin jazz music.

В 1995 году её студия Gregmar Productions наконец разродилась первым проектом - это была запись песни "Forever Green" (при участии саксофониста Michael Brecker) на трибьютном альбоме "Heirs To Jobim", посвященном памяти Antonio Carlos Jobim. В том же году Astrud Gilberto стала первым джазовым исполнителем, выступившем в модном Лос-Анджелесском клубе "House Of Blues", где до тех пор выступали исключительно блюз- и рок-музыканты.

А в начале 1996-го года фирмой Gregmar Studios был выпущен и первый полновесный альбом. Он был ориентирован на азиатский рынок (включая Японию) и вышел на лэйбле Pony Canyon. В альбом вошли "живые" записи сделанные на многочисленных концертах в 1989 году в Нью-Йорке. Собственно, это обстоятельство и избавило Astrud от необходимости ломать голову над названием диска: "Astrud Gilberto - Live in New York" - простенько и со вкусом.

Осенью 1996 года Astrud Gilberto записала дуэтом с Geoge Michael песню "Desafinado" Запись вошла в альбом того же года "Red Hot & Rio" и безусловно немало поспособствовала росту популярности стиля Bossa Nova среди поклонников поп-музыки. А George Michael, в свою очередь, включил песню в свой альбом 1999 года "Ladies and Gentlemen, The Best of George Michael".

В том же 1996 году Astrud записалась дуэтом с европейским вокалистом (поп-звездой французского разлива) Ettienne Daho. Эта песня, "Les Bordes de Seine", написанная совместно Gilberto и Daho, вошла в его альбом "Eden" и была очень тепло принята (внимание!) поклонниками "Hip-Hop".

В конце 1997 года Gregmar Productions выпустила очередной студийный альбом, спродюссированный Astrud и Marcelo Gilberto. Альбом был выпущен "на азиатскую территорию" на лэйбле Pony Canyon. Диск "Temperance" почти целиком составлен из оригинальных композиций (за исключением одного американского стандарта), принадлежащих перу самой Astrud Gilberto. В качестве приглашенных звезд на пластинке фигурируют Michael Franks и "New York Voices". Живые выступления певицы по-прежнему пользовались спросом и вызывали восторг у ее поклонников, однако сама она приняла решение ограничить свою гастрольную деятельность, чтобы больше времени уделять семье, иметь возможность больше писать и рисовать. (да-да, она еще и рисует. И на ее сайте даже можно посмотреть на некоторые ее работы.)

В последнее время творчество Astrud Gilberto в области написания песен из побочного занятия превратилось чуть ли не в основное. Сейчас её "живые" выступления состоят процентов на 60 из композиций ее собственного сочинения, и, что характерно, принимаются аудиторией с таким же восторгом, как и проверенные временем боевики, типа "The Girl From Ipanema" и "One Note Samba".

В феврале 2002 года вышел последний на данный момент альбом Astrud Gilberto - "Jungle", в который вошли 11 оргинальных новых вещей. И еще в 2002 году Astrud Gilberto будет включена (в апреле) в "International Latin Music Hall of Fame".

 

© Dmitry Zverkov 2002

Rambler's Top100
Сайт управляется системой uCoz